понедельник, 8 февраля 2010 г.

Michelin 4X4 XZL.

В данном обзоре я хотел бы поделиться с Вами моим опытом эксплуатации автомобильной резины Michelin 4X4 XZL .
Вы наверно спросите: «почему вдруг Michelin, ведь буквально год назад я проехал почти всю нашу необъятную родину на HANKOOK RT03 и остался довольным? Может он уже весь потерся?». С HANKOOK(ом) все в порядке, лежит в закромах родины и ждет своего часа.
По возвращению домой, после похода на Алтай, я серьезно заболел внедорожной жизнью. Соревнования, клубные покатухи, охота - все это меня серьезно толкнуло на мысль, что пора обратить внимание на другую резину, а точней сказать, резину другого типа-размера.

Почему я решил перейти на Michelin 4X4 XZL.
Как показала практика, мощности моего Оленя было не достаточно для динамичного движения по пересеченной местности. Т.к. мой Олень имеет достаточно длинную базу, не имеет лебедки и блокировок межколесных дифференциалов. Все коварные засады я вынужден проходить ходом, а здесь я испытывал серьезную нехватку мощности и крутящего момента. Как показала практика, использование резины с избыточной шириной в штатных условиях, где нет слабого грунта (болота) теряет всякий смысл. Объясню почему.
Прежде чем начать свою спортивную деятельность, я посетил серию внедорожных мероприятий в качестве зрителя. И собрал для себя много полезной информации. Посмотрел, как себя ведет резина разных размеров и рисунков протектора в болотах, колеях, глиняных, торфяных, песчаных почвах, на подъемах и спусках, в разных скоростных режимах.
Из наблюдений, было отмечено, что явное превосходство при равных условиях широкая резина имела только на ковровых болотах, торфяниках, заливных лугах и немного на песчаных почвах. Т.е. машина на широких лаптях проезжала своим ходом, по прямой, чуть дальше, чем такая же машина только на узких лаптях. А дальше в ход шли лебедки. При этом поломки в трансмиссии автомобилей с широкими колесами встречалось гораздо чаще, нежили у авто с более скромными размерами колес (не зависимо от марки авто). В остальном: выходы из колеи, глиняные подъемы и спуски покрытые травкой, пусть даже чуть-чуть смоченные дождиком или покрытые росой, для авто на широких колесах, представлялось серьезной проблемой. Экипажи Грозных проходимцев были вынуждены просить посторонней помощи или разматывать лебедки, не зависимо от того стояли у них в мостах блокировки или нет.
Сухая выжимка (рассматриваем резину с одинаковым внешним диаметром).
Широкая резина имеет меньшее удельное давление на грунт, следовательно, лучше себя ведет в болотах и торфяниках (не проваливается). Недостатки: больше замыливается, плохо выходит из колеи, плохо идет вдоль колеи и постоянно норовит в нее сползти, плохая курсовая устойчивость на шоссе, поворотах грунтовых дорог и грязи (машина едет сама по себе, куда никто не знает), большой радиус поворота, большая нагрузка на трансмиссию, ухудшается динамика движения, увеличенный расход топлива. Короче, широкая резина – требуется в конкретных случаях и она далека от звания «Универсальная».
 
Узкая резина – точная противоположность широкой резине, за исключением одного факта. Если вы катитесь по раскисшему полю или дороге, узкая резина прорезает грязевую кашу и встает на более твердый грунт, не теряя курсовой устойчивости, чего не скажешь про широкие катки. Вопрос только в том, хватит ли дорожного просвета вашему грозному проходимцу, чтобы добраться до твердых грунтов и не сесть на пузо. Ну а что касается широкой резины, так она в данном случае проедет чуть дальше, следовательно, без трактора уже не обойтись…
В обоих случаях для успешного прохождения засадного участка дороги или поля нужно проходить ходом (чем выше скорость, тем дальше полет). Но, если узкая резина по крайней мере позволяет направлять автомобиль туда куда нужно, то движение на широкой резине с той же скоростью это уже лотерея.


Рисунок протектора.
В данном вопросе наверняка найдутся люди, которые со мной будут не согласны. Но, я все-таки выскажу свое мнение (ИМХО). На мой взгляд, направленные рисунки протектора имеют кучу недостатков. Во-первых, они достаточно легко замыливаются и плохо очищаются. Для очистки резины нужно как следует прогазоваться. Хорошо, если вы идете с приличной скоростью, которой достаточно для очистки протектора. Но, как быть, если вы идете в натяг и малейшая прогазовка приведет к закапыванию автомобиля.
Во-вторых, если вы едите вдоль раскисшей колеи, направленный рисунок протектора склонен к сползанию в колею. Конечно, можно было бы ехать быстро, но не всегда у нас имеется такая возможность.
Вот и ответ, на вопрос который не давал мне покоя – «В чем заключается секрет популярности легендарного BFGoodrich M/T?».
Теперь осталось найти для себя что-то типа BFGoodrich M/T, с нужным внешним диаметром, и узким профилем.
При подборе резины, я не забыл обратить внимание на наших и «вражеских» военных, которые обули своих Козликов и Pinzgauer(ов) именно в узкую резину, хотя могли бы и в любую другую. Если сделали так, значит так надо и на то были серьезные причины.
Ралли-рейды, ну это вообще песня! Мне всегда нравилось наблюдать за гонками на раллийных автомобилях. Признаться честно, я как раз планировал принимать участие именно в Джип-Спринтах, т.к. считал, что к ним я со своим боевым Оленем подготовлен лучше, чем для Трофи-Рейдов. Не для кого не секрет, что раллисты гоняют именно на узкой резине, при этом так технично вкладывают свои боевые авто в повороты. Меня это всегда так завораживало и хотелось чего-то похожего.


Ну да ладно, перейдем к нашим баранам.
Задача и приоритеты были расставлены. Оставалось дело за малым, доехать до специализированного магазина, где мне помогли бы подобрать нужную резину. Не долго думая, я рванул к старым знакомым, в магазин компании «Лайерт». Четко обозначив приоритеты и свои пожелания продавцам, мне не задумываясь сказали: «Michelin 4X4 XZL! Выписывать?» Что за зверь такой «Мишлин». Лично я ожидал, а точней был уверен, что мне сразу назовут что-то типа BFGoodrich.
Мой перекрестный допрос продавца-консультанта был не долгим:
-Узкий?
-Узкий!
-Зубастый?
-Не то слово, аж подходить боимся!
- Диаметр 32 дюйма?
-Ага!
Заверните!
 
Теперь осталось разобраться с дисками. Как оказалось, мои КРАМЗ(кие) диски для этой резины не годились, т.к. они были мягко говоря широковаты.
Делать нечего, пришлось брать новые, узкие диски. К сожалению, кованых дисков взять не удалось (по причине отсутствия в природе нужной ширины), пришлось брать штамповку.
Кода мне выкатили со склада долгожданные колесья, я чуть не разрыдался.
Не обутые в диски Michelin XZL(ки) выглядели в сравнении с моими HANKOOK RT03, как колеса для велосипеда. Я даже по началу испугался, правильный ли я сделал выбор. С другой стороны, сам надумал, сам решил. Делать нечего надо пробовать.
 
В шиномонтаже XZL(ку) почему-то начали обежать и называть ее тракторной. Но, по мере проведения сборки и балансировки колес мнение шиномонтажников в корне изменилось. На диски резина натянулась на раз. При балансировке колес, все обратили внимание, что резина с таким большим профилем имеет идеальные формы и ее никуда не уводит. Я сразу воспарял духом, сказал, что вокруг меня собрались колхозники, потому как не знают, что имеют дело с легендарной раллийной резиной. И вообще, все должны с XZL(кой) работать в белых перчатках. Грузиков для балансировки было затрачено ничтожное количество, в среднем по 30-40 грамм. И то, разница в количестве грузов была связана с кривизной штампованных дисков. Штамповка – это тебе не ковка, деваться некуда.
Загрузив собранный комплект в машину, я помчался домой в срочном порядке на переобувку. Переобув Оленя на XZL(ку), я обратил внимание, что он стал внешне не менее агрессивным. Ну прям Раллийный аппарат.
Естественно, как только закончил переобувание, я не устоял на месте и сразу рванул на весеннее раскисшее поле (благо на моей этнической родине с «говнами» все в порядке). Вот я подъезжаю к полю, меня просто разрывает от любопытства.
На всякий случай заблокировал хабы полного привода, но привод подключать не стал. Рванул! И что? По раскисшей почве, Олень ехал как по асфальту. Движок работал без надрывов, машина рулилась, как велосипед и при этом на заднем приводе! Пролетев поле, я даже ничего не понял. Разворот, очередной старт, но двигался я уже гораздо медленней, проверял как резина себя ведет в натяг. Блин, она едет без проблем. Остановка в самой глубокой жиже, резкий старт, вот Олень и остановился. Резина гребет как сумасшедшая, а Олень не едет. Ясно, крута газую. Пробую трогаться в натяг, просто плавно отпустив сцепление – Олень поехал. Вот те и на! Все это безобразие проходило при еде на прямых передачах, без использования «понижайки». Раньше, подобных приколов на широких катках я себе позволить не мог. Опять разворот, очередной старт, только уже на полном приводе. Вот оно! Я визжал как поросенок! Первый раз в своей сознательной жизни я творил со своей машиной на говнах практически все что хотел. Олень буквально взлетел над грязью, динамично разгонялся, хорошо тормозил, переезжал из одной колеи в другую и при этом управлялся, как будто я еду по асфальту! Признаться честно, такого я даже представить себе не мог.
Ну да ладно. Через пару дней мне предстало участие в соревнованиях, в категории Джип-Спринт. Вот тут та мы с Оленем оторвемся по полной!
Первое боевое крещение (бездорожье).
Джип-Спринт - соревнование по технике и скорости вождения полноприводных автомобилей на специально подготовленной трассе. Трасса представляет собой замкнутую кольцеобразную кривую произвольной конфигурации с грунтовым покрытием.
В один из выходных дней Апреля, я прикатился на соревнования по Джип-Спринту. Для меня это было первое мероприятие подобного рода. Трасса представляла собой круг протяженностью около километра. Покрытие было глиняно-песочное. Основной засадой было то, что с утра трасса была поморожена, следовательно, через некоторое время, под лучиками солнца она должна была превратится в густую и скользкую кашу, но до какой степени никто не знал. Это еще пол беды, по мере старта и прохождения трассы очередным участником трасса все больше и больше разбивалась. В поворотах стали появляться глубокие колеи, из которых практически никому не удавалось выбираться. Практически, но не фактически! При входе в поворот, в какую колею машина попадала, по той и ехала и при этом было не возможно поменять траекторию движения для входа в следующий поворот. Ужас, на тот момент наша очередь еще не подошла, а трассу уже всю расколбасили. При этом повезло тем участникам, кто стартовал первым, они ехали по твердому грунту, что помогло показать им хорошие результаты по времени. Мощные четырех литровые внедорожники, на широких колесах в поворотах выглядели как коровы на лыжах. Так и норовили вылететь с трассы.
Насмотревшись этих ужасов, у меня промелькнула мысль, что мне с моим дохленьким Оленем вообще здесь ловить нечего. Вся надежда была на XZL(ку). Меня в тот момент грела только одна мысль, что у этой резины было легендарное прошлое и что на ней гоняет много именитых раллистов. Ну, вот я в створах стартовых ворот, отмашка флага и мой Олень буквально выстрелил вперед. Первая связка поворотов с глубокими колеями. Задача – в первом повороте выскочить из колеи внешней траектории и попасть в колею ближе к центру, т.к. с нее должна была происходить атака следующего поворота в противоположном направлении. На одном дыхании, Олень без сброса газа перелетел все колеи и встал куда надо! Колеи пролетели, осталось пара прямых, где мы по разгону должны были проиграть более мощным соперникам. Но не тут то было, из глубокой грязевой ванны Олень выпрыгнул как ошпаренный и прямой выстрелил в очередной раз! Затем шли крутые повороты с раскисшим глиняным покрытием. В поворотах, мой Олежка рулился как велосипед! Без проблем держал траекторию и четко реагировал на работу руля и газа. Перепугу или нет, но мы в первом же заезде показали лучшее время, обойдя ближайших соперников на пятнадцать секунд! Организаторы такого поворота событий попросту не ожидали. Когда мы заехали в зону стоянки, к нам сразу стали подходить люди и расспрашивать: «Че да как?», «Сколько лошадей под капотом?», «Какие хитроумные примочки?». А ведь ничего не было, только XZL(ка). На эту резину сразу обратил внимание один из организаторов, который непосредственно увлекается раллийными и спринтовыми гонками.
По окончанию соревнований он мне сказал, что у меня хорошо была подготовлена машина для этих гонок. Я ему ответил, что у меня ничего нет. На что он мне ответил: «А резина?!». Кстати это был не последний раз, когда у меня происходил подобный разговор с участниками и ОРГами. На всех последующих соревнованиях звучали все те же комментарии по резине. Итогом моего первого настоящего Спринтового соревнования было первое место с абсолютным лучшим временем всех заездов.
Начало положено, отведан вкус победы, теперь осталось дело за постоянными тренировками себя любимого и не менее любимого боевого Оленя.
 
За три месяца участия в Джип-Спринтах на резине Michelin XZL мы с моим боевым Оленем заняли первые места четыре раза подряд. При этом с очередной гонкой соперники попадались все сильней и сильней, а мы с Оленем стали ехать все быстрей и наглей (благо резина и база позволяют).
И не остановили нас ни разу, ни заливные луга с болотцами, ни крутые отвесные глиняные подъемы, ни глубокие колеи да лужи.
Перед соревнованиями лично я жду только одного, чтобы прошел дождик. Скользкая, раскисшая трасса – это родная стихия для XZL(ки).
Главное, что нужно помнить при общении с этой резиной – Michelin XZL прощает кучу ошибок пилота, но главное не переусердствовать. Если вы видите впереди засадное место, оцените внимательно обстановку и если подводных камней нет, идите смело в атаку. Главное разогнаться побыстрей, и не в коем случае не сбрасывать газ пока не выпрыгнете из засады или пока окончательно не остановитесь (если конечно перед вами вблизи наблюдаются твердые грунты). Просто у меня было пару случаев, когда я на соревнованиях пролетал колею и болотце, после того как по ним проходили монстры на 35ти дюймовых колесах. Было ощущение что все, машина вот-вот встанет, но XZL(ка) все равно вытаскивала. Поактивней работайте рулем. Резина узкая и у вас есть возможность пусть немного, но поворачивать руль в колее, а если вы смогли поставить колеса чуть в бок, фронтальные и боковые (реальные) грунтазацепы XZL(ки) сделают свое дело.
Да, кстати, пара слов про боковые грунтазацепы. Для меня всегда оставалось тайной, где находятся те самые боковые грунтазацепы, про которые говорилось в описании большинства грязевых покрышек. Например, у Michelin XZL есть реальные и реально работающие грунтазацепы, которые идут параллельно боковине покрышки до места контакта покрышки с грунтом. Похожая картина наблюдается у большинства отечественных покрышек, которые предназначены для штатного использования на УАЗиках.
У BFGoodrich, края (углы) грунтазацепов срезаны, по всей видимости, для уменьшения шума покрышки на шоссе.
Возможно, производители называют боковые «наросты» на покрышке, которые на самом деле служат для дополнительной защиты боковины от проколов, теми самыми грунтазацепами… Так, это просто смешно. Эти незначительные расширения на боках покрышки никак не вытащат машину из колеи. Для более наглядного примера реальных боковых грунтазацепов, достаточно обратить внимание на «зубастые» модели резины от именитых брендов SIMEX и Interco или на наши отечественные покрышки повышенной проходимости для УАЗ(ок).
Повторюсь еще раз, автомобилю с широкими колесами шансов выбраться из колеи гораздо меньше, нежели автомобилю с узкими колесами такого же внешнего диаметра. В колее вывернуть руль в бок практически нереально и даже если у резины есть конкретные боковые грунтазацепы их будет не достаточно чтобы вытянуть из плена несколько тонн веса автомобиля, даже если будет включена межколесная блокировка (с ней будет еще сложней).
Другое дело, узкая резина. У Вас есть возможность выкрутить руль практически на половину и если резина обладает хорошими грунтазацепами, она без проблем выползет из самой глубокой колеи.
 
Поведение Michelin XZL на дорогах общего пользования.
На следующий же день после не забываемых (испытательных) полетов по местному весеннему полю, я встал на асфальт и выдвинулся в сторону своей непосредственной работы. Мне предстояло проехаться около 30 км по шоссе и километра два по Московским переулкам.
Первое, что было отмечено – у Оленя появилась хорошая динамика разгона. Удивило, что не смотря на достаточно внушительные грунтазацепы резина практически не шумела. В первый день в мои планы не входило проверять XZL(ку) в экстремальных ситуациях, признаться честно попросту боялся. Ширина 195 см на шоссе как-то не внушала доверия. Посему свои первые сто километров я прокатился очень и очень осторожно. По мере прокатки XZL(ки) по областному шоссе стал находить для себя кучу приемуществ.
Во-первых, я перестал обращать внимание на колеи. Узкий профиль их переезжает легко и не принужденно по любой траектории.
Во-вторых, машина стала гораздо более чувствительной к рулевому управлению. Езду на Michelin XZL по асфальту можно сравнить с ездой на велосипеде!
На третий день катаний я вообще стал забывать, что у меня стоит узкая резина. Каждый новый поворот я стал проходить с большей скоростью и меньшей траекторией. Как не странно, но резина не подавала никаких намеков на срыв задней оси! Причем, я заметил то, что стал проходить повороты с гораздо большей скоростью, нежели на предыдущей, широкой резине. Где-то на трехсотых километрах моих испытаний мне пришлось сделать по настоящему экстренное торможение. Уж чего я не ожидал от грязевой резины, но Michelin XZL заставил Оленя отторомозиться так, что если бы я не был пристегнут, попросту вылетел бы в лобовое стекло.
С каждым последующим километром, я доверял XZL(ке) все больше и больше, при этом не понимал, каким образом зубастая грязевая резина может ехать по асфальту не хуже дорогой шоссейной резины.
Ну, если с сухим асфальтом было все понятно, осталось проверить самое страшное для грязевой резины – езду по мокрому асфальту.
Дождик не заставил себя долго ждать и при поездке на очередное мероприятие мы попали в конкретный ливень. Ха, но в этих условиях я вообще себя почувствовал королем дороги. О эффекте аква-планирования до 130 км/час не было и намека. Выкатившись на МКАД, я специально залезал в колею левого ряда, наполненную водой. Влезал, вылезал, разгонялся, короче хулиганил. Торможение на мокром асфальте практически такое же как на сухом. Точно сказать не могу, т.к. специально не замерял. Разные ситуации – разная интенсивность торможения. Но то, что в дождливую погоду я себе не мог позволить на других колесах (для легковушек и Джипов) того, что позволял на Michelin XZL – это факт!
По всей видимости, секрет уникальной универсальности Michelin XZL кроется в ее резино-каучуковом составе. XZL(ка) очень мягкая резина, но с достаточно крепкими боковинами. Шесть слоев корта дают о себе знать. По бокам, Мишленовцы пустили дополнительные выступающие кольца, которые оберегают покрышку от боковых проколов. Сколько я не бился боковинами об острые углы бордюров, ни одного серьезного повреждения.
Поведение Michelin XZL на щебне.
Полеты на дорогах, обочинах с покрытием из камней, щебня отдельная песня. По дорогам с подобным покрытием очень интересно гонять на заднем приводе. Машина великолепно рулится, реагирует на подачу газа, работу тормозов. Больше всего мне нравится залетать в повороты с управляемым заносом. В момент, когда ты чувствуешь, что переборщил с траекторией и скоростью прохождения поворота и заднюю ведущую ось начинает сносить, достаточно просто слегка сбросить газ и автомобиль мгновенно выравнивает траекторию. По гравийкам обутым Michelin XZL можно гоняться до поросячьего визга.
 Устойчивость к проколам и повреждениям.
На сегодняшний момент пробег на Michelin XZL составляет около 15 тыс. км. Итог – ни одного прокола, грыжи и серьезных механических повреждений, разве что время от времени выдергиваю из протекторов куски арматуры, шурупы да гвозди.
Был правда один курьезный случай. На одних соревнованиях мы с Оленем не удачно, с избыточной скоростью пролетели трамплин, после которого шел резкий поворот. Получилось так, что в момент приземления вся нагрузка пришлась на переднее правое колесо, которое было повернуто влево. Вспахав боковиной пару метров грунта, погнув рулевую сошку мы продолжили движение (колеса на месте – ехать можно). По прибытию в лагерь, колеса Оленя смотрели в разные стороны, но несмотря ни на что мы вернулись домой своим ходом (около ста километров по обочинам). Устранив повреждения подвески, я был вынужден заехать в шиномонтаж, т.к. колесо которое на себя приняло основной удар, стало потихоньку травить. В шиномонтаже, разобрав колесо, мы вытряхнули из внутренней полости горстей пять земли, кувалдой отрихтовали диск (т.к. он стал восьмеркой), все обратно собрали, отбалансировали и поставили не место. Правда, грузиков немного прибавилось. По всей видимости, в момент приземления покрышка расбортировалась и встала на место. Вообще, лично для себя я понял, что штампованные диски для Спринтов не подходят. Когда ты на трамплинах прыгаешь выше метра от земли, штампованные диски попросту гнутья и их постоянно приходится восстанавливать.
Износ протектора составляет 1/3ть. Я вообще заметил такую особенность практически всей грязевой резины. Впервые тыс. своего пробега, грязевая резина достаточно быстро изнашивается. Но, когда износ протектора достигает 1/3ти, резкий износ прекращается. Возможно, это связано с избыточными ходами грязевых шашек. По мере уменьшения высоты протектора, колебания шашек уменьшаются, соответственно и износ тоже.
Подобную картину, я наблюдал на HANKOOK RT03 и BFGoodrich M/T (который стоял на авто моего друга).
Итог.
Честно говоря, о достоинствах резины Michelin XZL можно говорить до бесконечности, при этом постоянно вспоминать разные случаи, которые доказывали ее уникальность.
Лично я, не пожалел ни разу, что встал именно на эту резину и по всей видимости, мне будет крайне проблематично найти в последствии XZL(ке) какую-нибудь замену. Бывалые раллисты мне говорили, что если вдруг я захочу себе что-то чуть-чуть получше, чем Michelin XZL, мне придется заплатить в несколько раз больше. Но, меня пока все устраивает и по соотношению «цена – качество – возможности» XZL(ке) конкурентов я пока не вижу.

Сухая выжимка.
Для тех, кому не хочется перечитывать мои впечатления, скажу просто: Michelin XZL – это настоящая универсальная грязевая резина, которая позволяет динамично передвигаться на любых дорожных покрытиях (грунт, щебень, заболоченные места, мокрый и сухой асфальт). XZL(кА) - устойчива к любым видам проколов (фронтальные, боковые и т.д.). Эта резина – лучшее решение для начинающих раллистов. Хорошо подойдет для автомобилей весом до 2.5 тонн. Хорошая находка для «Ниваводов» (для Нивы с лифтом и подрезанными арками) и «УАЗоводов». Замечательно «плющится» при давлении в 1атм., при этом позволяет динамично двигаться по пересеченной местности.


Автор: Всеволод Фомин "Молодчик", команда "Формула 4х4".

Комментариев нет:

Отправить комментарий